VI Одесская Биеннале Современного Искусства

23 августа —15 октября 2019

С 23 августа по 15 октября 2019 года будет проведена 6-я Одесская биеннале современного искусства.

Организатором Одесской биеннале выступает Музей современного искусства Одессы. Комиссар биеннале — Семен Кантор, директор Музея.
Тема биеннале — «Отель Одесса».
Куратор Основного проекта — Соня Дермьянс (Бельгия).
Проект будет представлен на выставочных площадках музеев, галерей и ВУЗов Одессы, а также в публичном пространстве города.
Кроме выставочного проекта предусматривается проведение большой Образовательной программы, включающей семинар кураторов «Европа основана на интерпретации ‘Другого’», панельные дискуссии и другие события.

Организаторы приглашают украинских кураторов к участию в Биеннале-2019 со специальными проектами, релевантными теме Основного проекта.
Предложения кураторских специальных проектов принимаются до 1 марта 2019 г. по адресу: msiodessa@gmail.com и будут рассмотрены куратором Основного проекта до 15 апреля 2019г.

Информацию об Одесской биеннале можно получить здесь:
http://odesa-biennale.org.ua
https://www.facebook.com/OdessaBiennaleofContemporaryArt/

Концепция биеннале:

6-я Одесская биеннале современного искусства
Тема – «Отель Одесса»
Куратор – Соня Дермьянс
23 августа – 15 октября 2019 года


Украшательство часто рассматривается как отражение недостаточного соответствия современному западному искусству, и поэтому мы решили подойти к вопросу с другой стороны и использовали это понятие как отсылку к самой среде обитания.

Мы развиваем эту концепцию в новой Одесской биеннале с определенной идеей экспографии, которая во французском языке отсылает к практике экспозиции как дискурса. Эта выставка создает пространство, которое имитирует обстановку дома, десакрализуя его объекты и предлагая людям свободно трогать и взаимодействовать с ними, размышляя о среде обитания. Сходный подход был представлен в экспозиции, впервые организованной Komplot в BOZAR (Брюссель, 2018 год).

Как обитать в пространстве? Как быть, когда нашим жилищам, которые можно рассматривать как защитные оболочки тела, угрожает война и другие опасности? И почему многие люди оказываются на улице? Эти проблемы затрагивают нас всех, и перед лицом неравенства и несправедливости мы в равной степени ощущаем беспомощность, мучаемся мыслями о потере того, что построили.

Среда обитания – декорированная вторая кожа, которая становится местом интимности, творчества, совместного пользования и гостеприимства. Местом, которое мы можем создать с нуля или адаптировать, используя декоративные предметы, чтобы сделать его пригодным для жизни. Другими словами, это то, что окружает нас в нашей жизни, – рабочее место, школа, общественные пространства, предприятия и зоны отдыха. Мы являемся героями этих пространств, погруженными в историю и засыпанными слоями жизни подобно археологическим объектам. Каждый день мы живем в пространствах, которыми владеем, окружая себя мебелью и нематериальными предметами, включая жесты, слова и музыку, и которые мы иногда разделяем с растениями и домашними животными.

Наш проект прослеживает эволюцию жилищ от одного поколения к другому, начиная с примера советского жилья в Риге – пространства, предназначенного для совместного пользования людьми и для построения взаимоотношений с природой, но по большей части превратившегося в нереализованную утопию, увязшую в тоталитаризме. Кроме того, мы обнаруживаем параллели с обещанием лучшей жизни при капитализме, который также наносит ущерб нашей человеческой природе и привносит ноту общего безразличия в отношении судеб бездомных, беспаспортных и безработных.

Проблеск надежды, тем не менее, сохраняется на выставке, которая представляет деревья, как модели укоренившейся и лучезарной жизни. Начиная с утопии групповых жилищ или декорированных и наспех отремонтированных домов, мы приходим к лофту, где пустое пространство является роскошью, выражением стремящейся к совершенству и достижимой бесполезности. Белый цвет олицетворяет собственность, нематериальность, отход от реальности необходимого, а белая стена - опора модернизма - ныне отправлена в чулан устаревшей истории современного искусства. Декоративный предмет царит во вселенной, полностью адаптированный художниками, любителями и посетителями.

Проект «Отель Одесса» демонстрирует влияние контекста на творчество художников и кураторов, живущих в своих странах и путешествующих по Европе. Это также документальные практики, говорящие об изолированности и, одновременно, связях, сетях и дружбе.

Симптоматично, что если название "Отель Одесса" отсылает к понятию гостеприимства и совместного бытия, то мы, с толикой черного юмора, вспоминаем о реальной гостинице «Одесса», которая расположена в пассажирском терминале Одесского морского порта – высотном здании, вторгшемся в архитектурный ансамбль Потемкинской лестницы, закрытом и пустующем с 2011 года.

В рамках проекта также пройдет семинар под названием «Европа основана на интерпретации Другого», организованный школой кураторства Komplot в сотрудничестве с кураторами Майей Рудовской (Латвия), Марией Арусоо (Эстония), Валентинасом Климасаускасом (Литва), Стефааном Виллемсом (Бельгия). Девиз семинара: «Наш главный продукт – трансформация общества». Тренеры, лекторы и участники будут рассматривать искусство кураторства как инструмент эмансипации, обеспечивая разрыв с тем, что могло бы ассоциироваться с продуктивистской школой искусства.

Соня Дермьянс (родилась в 1971 году в Бельгии) – куратор Одесской биеннале 2019 года. Изучала историю искусств, выступает куратором, редактором, соучредителем и директором Komplot – кураторского коллектива, созданного в Брюсселе в 2002 году и занимающегося контекстно-креативными практиками http://www.kmplt.be. Под псевдонимом Катрин Вертиж, Соня проводила обширное исследование совместных художественных практик Бельгии периода после 1968 года, включая проведение семинаров и создание двух документальных фильмов «Грустно в стране». В 2009 году Komplot основал образовательную программу «Публичная Школа Брюсселя», которая вскоре стала «Школой кураторства Komplot». С 2011 по 2013 год объединение опубликовало три номера журнала YEAR. В 2010-2015 года Komplot располагался в переоборудованном складе, предназначенном для выставок, резиденций и студий. В настоящее время Komplot развивает кочевую практику в различных выставочных залах Брюсселя и других городов. В 2015 году Соня Дермьянс возобновила индивидуальную кураторскую деятельность в проекте TRUST на Копенгагенском фестивале искусств в залах Charlottenborg Kunsthal, Nikolaj Kunsthal, Gammel Strand, Overgaden, Den Frie и других институциях Копенгагена.